Сюжет (от фр. sujet) – цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временны́х изменениях, в сменяющихся друг друга положениях и обстоятельствах.

  • Сюжеты нередко берутся из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох, при этом обрабатываются, изменяются, дополняются.
  • Сюжет, как правило, выдвигается в тесте на первый план, определяет его построение (композицию).

Но иногда изображение событий уступает место впечатлениям, раздумьям, переживаниям героев, описаниям внешнего мира и природы.

Зачем нужен сюжет?

Как и система персонажей, сюжет несёт в себе ряд содержательных функций.

  1. Выявляет и характеризует связи человека с его окружением, т.е., его место в реальности и судьбу, создаёт картину мира.
  2. Воссоздаёт жизненные противоречия (трудно представить сюжет без конфликта).
  3. События, создаваемые автором, позволяют персонажем полно раскрыться перед читателем в поступках.

Организация сюжета

Сюжеты организуются по-разному. Различают сюжеты с преобладанием чисто временных связей (хроникальные) и сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей (концентрические).

Ср. Король умер, и умерла королева – хроникальный сюжет.

Король умер, и королева умерла от горя – концентрический сюжет.

Так или иначе, сюжеты складываются из действий персонажей.

Действие – двигатель сюжета

Действие – проявление эмоций, мыслей и намерений человека в его поступках, движениях, произносимых словах, жестах, мимике.

Литературе известны разные типы действия.

  • В процессе внешнего действия взаимоотношения между героями, их судьба, общественное понимание меняются в ту или иную сторону.
  • Внутреннее действие предполагает такое поведение персонажей, при котором они проявляют чувства в поведении, словах, жестах, но при этом не делают ничего, чтобы изменить свою жизнь.

Перепетии

В традиционных сюжетах, где действие движется от завязки к развязке, значительную роль играют перипетии – всевозможные повороты от счастья в несчастью, от неудачи к удаче.

Перипетии имели огромное значение в героических сказаниях древности и в волшебных сказках, в комедиях и трагедиях античности и Возрождения, в ранних новеллах и романах (любовно-рыцарские и авантюрно-плутовские), позже – в приключенческой и детективной литературе.

В сюжетах с перипетиями воплощается представление о власти случайностей над людьми.

Типы последовательности событий

Существует два типа последовательности событий в произведении:

  • логическая, она же причинно-временная, (событие А – событие B – событие C – событие D)
  • сконструированная автором (напр. событие D – событие А – событие B – событие C).

К примеру, в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Васильевича» читатель вначале видит труп героя, а потом знакомится с историей его жизни. Так в литературоведении возникают два понятия: сюжет и фабула.

Произведение

ФАБУЛА

совокупность событий в их внутренней связи*.

Сюжетная основа произведения; цепь событий, о которых повествуется в сюжете, их логическая последовательность

СЮЖЕТ

художественно построенное распределение событий в произведении*

Способ изложения фабулы, последовательность событий, определенная автором

*согласно Б. В. Томашевскому

по материалам https://megalektsii.ru/s48097t1.html