Сюжет (от фр. sujet) – цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временны́х изменениях, в сменяющихся друг друга положениях и обстоятельствах.
- Сюжеты нередко берутся из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох, при этом обрабатываются, изменяются, дополняются.
- Сюжет, как правило, выдвигается в тесте на первый план, определяет его построение (композицию).
Но иногда изображение событий уступает место впечатлениям, раздумьям, переживаниям героев, описаниям внешнего мира и природы.
Зачем нужен сюжет?
Как и система персонажей, сюжет несёт в себе ряд содержательных функций.
- Выявляет и характеризует связи человека с его окружением, т.е., его место в реальности и судьбу, создаёт картину мира.
- Воссоздаёт жизненные противоречия (трудно представить сюжет без конфликта).
- События, создаваемые автором, позволяют персонажем полно раскрыться перед читателем в поступках.
Организация сюжета
Сюжеты организуются по-разному. Различают сюжеты с преобладанием чисто временных связей (хроникальные) и сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей (концентрические).
Ср. Король умер, и умерла королева – хроникальный сюжет.
Король умер, и королева умерла от горя – концентрический сюжет.
Так или иначе, сюжеты складываются из действий персонажей.
Действие – двигатель сюжета
Действие – проявление эмоций, мыслей и намерений человека в его поступках, движениях, произносимых словах, жестах, мимике.
Литературе известны разные типы действия.
- В процессе внешнего действия взаимоотношения между героями, их судьба, общественное понимание меняются в ту или иную сторону.
- Внутреннее действие предполагает такое поведение персонажей, при котором они проявляют чувства в поведении, словах, жестах, но при этом не делают ничего, чтобы изменить свою жизнь.
Перепетии
В традиционных сюжетах, где действие движется от завязки к развязке, значительную роль играют перипетии – всевозможные повороты от счастья в несчастью, от неудачи к удаче.
Перипетии имели огромное значение в героических сказаниях древности и в волшебных сказках, в комедиях и трагедиях античности и Возрождения, в ранних новеллах и романах (любовно-рыцарские и авантюрно-плутовские), позже – в приключенческой и детективной литературе.
В сюжетах с перипетиями воплощается представление о власти случайностей над людьми.
Типы последовательности событий
Существует два типа последовательности событий в произведении:
- логическая, она же причинно-временная, (событие А – событие B – событие C – событие D)
- сконструированная автором (напр. событие D – событие А – событие B – событие C).
К примеру, в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Васильевича» читатель вначале видит труп героя, а потом знакомится с историей его жизни. Так в литературоведении возникают два понятия: сюжет и фабула.
Произведение
ФАБУЛА
совокупность событий в их внутренней связи*.
Сюжетная основа произведения; цепь событий, о которых повествуется в сюжете, их логическая последовательность
СЮЖЕТ
художественно построенное распределение событий в произведении*
Способ изложения фабулы, последовательность событий, определенная автором
*согласно Б. В. Томашевскому
по материалам https://megalektsii.ru/s48097t1.html